Тема: Типа...
Показать сообщение отдельно
Старый 01.08.2006, 16:48   #27
ape
Плавали - знаем
 
Аватар для ape
 
Регистрация: 06.04.2006
Адрес: Сельская местность
Сообщения: 118
Поблагодарил(а): 1
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
По умолчанию

Типа календарем навеяло...

«Ангиль мой, хранитель мой, сохрани мою Душу, сокрепи мое сердце. Враг-сатана, откочнись от меня, тут тебе не дело, тут тебе не место. Есть надо мной Господень гроб, на том гробу три лица написаны: Марк, Лука и Микита мученик, за нас богу молются, Христу кланяются.» - такую молитву услышало и – офигевши – записало на память некое высокое инспектирующее духовное лицо в нашей богоспасаемой христолюбивой стране лет 130-140 назад. И это – после 8 веков христианства, при детальнейшем образом разработанном протоколе веры, при тотальном присутствии в каждом поселении знатока, хранителя и носителя этого самого протокола – местного батюшки.
Так вот, знание календаря, у творящих подобные молитвы, думается, сводилось не более, чем к четкому знанию какой праздник за каким идет. А собственно праздник – когда батюшка в колокола бумкнет и соседи в церковь потянутся.. Ну, чуток сгустил, конечно. Вездесущая церковь все ж довела до каждого даже самого дремучего адепта, что год на недели делится, так что с праздниками хотя бы с ПЕРЕХОДЯЩИМИ проблем не было: отгулял пасху – и руби себе временной континуум на седмицы. НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ – тут уже в печатную книжицу «Календарь» надо глянуть, или опять же – когда батюшка бумкнет. Да, собственно, и пасху-то, от которой в обе стороны недели считают – только по батюшкиной отмашке. А батюшка, будь хоть трижды рукоположен, тоже не семи пядей во лбу, сам за луной не подглядывает, но ему указивка есть сверху, ПАСХАЛИИ рекомая.
А теперь попробуем представить, что мог из себя представлять «славянский Языческий календарь с жёсткой привязкой к главным астрономическим событиям»
И насколько быстро группа отдельно взятых земледельцев может создать свой календарь.
Самый простой земледельческий календарь, естественно, фенологический.
А он им нужен другой-то? Лишь бы не припоздниться с севом того, сего, пятой-десятой культуры, лишь бы под поздние морозы не попасть да под ранние заморозки. А весенне-летних временнЫх меток полно: то те, то эти птицы прилетели, кто-то гнездо завил, кто-то распустился, кто-то зацвел-отцвел. А у северных народов, например, заметная веха – отел важенок. Цикличность, ясен пень, имеется, дней в цикле – плюс-минус лошадь, но важно не это.
А теперь давайте, братья славяне, привяжем-ка это – да пожестче – к главным астрономическим явлениям. Поехали.
Отследить полдень и нарисовать стрелку север-юг – несложно. Несколько солнечных дней. Отследить солнцестояние – несколько лет. Причем – тупо – закрепить результаты наблюдений одного года хотя бы двумя разновысокими палками. На одну палку, фигурально говоря, помещаешь глаз наблюдателя, на другую – ждешь, пока солнышко вскарабкается. Или не вскарабкается, потому что или в тот раз ошибся, или днем ошибся, или в нужный день облачность была… В принципе, задача, конечно, решаемая (что и доказали авторы древних календарей), но ведь палку может корова толкнуть, и даже если ты пытаешься наблюдать солнышко через какую ни то худо-бедно фиксированную Стрибогову священную дырочку и ждешь, когда солнце придет точнехонько на золоченую пимпочку на маковке Перунова идола. Так и то: покосился деревянный болван и готово, приехали. Начинай сначала или живи по неправильному календарю. А хоть бы и по неправильному: птицы прилетают, лед трогается, дуб листья выпускает – пора телегу ладить, пахать, боронить, сеять. Ну, отгуляют неправильную Даждьбогову ночь…а на солнцестояние – 6-7 одинаково коротких ночей (без хронометра и не различить), гуляй любую не дождливую.

По звездам некоторые задачи решить проще, но это уже совсем другая история и другая дисциплина и менее свойственно земледельцам. Про луну я вообще молчу – не для слабых умов. В геодезической астрономии с нею вообще не связываются. А в смысле календаря – ну, с ее запутанной цикличностью можно на бытовом уровне сказать, как тот индеец: ДВЕ ЛУНЫ ТОМУ НАЗАД .
Насчет равноденствия, как главного астрономического события, от которого можно и нужно счет вести – еще сложнее. Отследить его с помощью палки и веревки в средней российской полосе, пожалуй, немыслимо – момент, когда солнце в своем годовом движении пересекает небесный экватор. Можно, конечно (при условии, что ты знаешь точную длину года и уже отследил солнцестояния) сообразить, что равноденствия находятся посередке. Догадаться, хоть это и противоречит очевидному – свет с тьмой выравниваются весной на неделю раньше, а осенью – на неделю позже одного из главных астрономических событий . Потому что все главные астрономические события привязаны к центру солнечного диска, а ГРАЖДАНСКИЕ сумерки (ну, это когда заметно уменьшение освещенности) начинаются когда этот центр уже 6-7 градусов ниже горизонта. Да не того горизонта, на котором у тебя, у земледельца, холмики и лес, а настоящего, которого тебе и не видать.
Не случайно мощная астрономия и точные календари возникали там, где были всякие незыблемые вещи вроде циклопических каменных построек (пирамиды, храмы) и – вечный манящий настоящий морской горизонт. Где умники не только могли нарисовать на земле полуденную линию, но и попросить спонсора построить вдоль нее (силами гастарбайтеров) каменную стену. Или пирамиду с заданным углом наклона ребер, еще какую-нибудь байду нерушимую. Улугбек (хозяин – барин) и вовсе себе каменный циклопический астрономический инструмент изваял.
Ну а что язычники? Стуонхедж – наш ответ Чемберлену? Возможно. Для создания календаря – годится. Настоящего. Языческого. Не славянского, конечно, но в рассуждении о « язычестве, как о цельной системе» - дык почему бы дремучим словянам не пригубить из чаши сей? Дело за малым: в каждое славянское поселение – по друиду местного разлива, умудренного всею мудростью цельного язычества.
Ну, еще такая малость, как письменность…
Кстати, по идее, к пантеону славянских богов должен прилагаться солидный клир – жрецы там с поджречиками…. И что там из письменных памятников от них осталось? Кроме «Скажи мне, кудесник, любимец богов…» ничего и не вспоминается.
Сильно подозреваю, что с письменностью у них все не все ладно было.
А еще, тот словесный массив что принято называть народными приметами, имеет смысл разбить на две неравные кучки: эмпирические правила (сей овес в грязь, горох в порох) и собственно приметы. Чтобы не дожидаться с овсом, пока весеннюю.. сырость выдует – астрономия не нужна. А приметы с заглядыванием на месяцы вперед – так они ни к чему не обязывали и не обязывают, накинь эту стройную сеть хоть на друидский календарь, хоть на григорианский, хоть на еврейский лунный. Ну вот хотелось человеку приподнять завесу – всегда хотелось. Ну, типа, приподнял…. Интересно, ежели приметы пророчили еще с лета будущую суровую зиму – укрывал ли хоть кто посильнее от мороза те же яблони? Ежели какая-то весенняя святая пророчила дождливое лето – работали ли в погожий день на сене по 25 часов в сутки? Т.е. приметы звучат веско, кондово, сермяжно-правдиво, но столько там ни к чему не обязывающей лапши, так сильно не верится что кто-то строил свой год на основании этих, с позволения сказать, прогнозов…. Потому и живучи они, независимо от широты и долготы, потому и слово для них - ПРИМЕТЫ - то же самое, что для черной кошки на проезжей части, пятака под левой пяткой или топора под подушкой во время супружеских забав.
Примерно так
Не было, ИМХО, ни славянского языческого календаря с ЖЕСТКОЙ привязкой к соновным астрономическим событиям (допускаю плю-минус неделю), ни стройной РАБОТАЮЩЕЙ системы примет, ни цельного единого и неделимого язычества.

Последний раз редактировалось ape, 01.08.2006 в 16:56
ape вне форума   Ответить с цитированием